Сайт <<< Предыдущая Оглавление Следующая >>>


VII. ПИФАГОРЕЙСКАЯ СИСТЕМА МИРА

Когда Коперник осознал всю несообразность системы Птоломея и необходимость заменить ее другой, проще и гармоничнее связывающей отдельные части вселенной в единое целое, он под влиянием классических трудов древности естественно искал избавления от старых ошибок астрономии в гелиоцентрической системе (от «гелиос» — Солнце). Коперник указывает в своей книге источники, приведшие его к новому учению, к полному разрыву со считавшимися в продолжение 2 тыс. лет незыблемыми идеями Евдокcа, Аристотеля и других о неподвижности Земли в центре вселенной и об обращениях всех небесных светил вокруг нее.

«Я дал себе труд, — пишет он,— снова перечитать книги всех философов, какие только мог достать, чтобы узнать, не было ли в прежние времена каких-либо иных взглядов на движение мировых тел, чем тот, который преподается в наших школах. Таким образом, я вычитал сначала у Цицерона, что Хикет из Сиракуз предполагал, что Земля движется. Затем у Плутарха я тоже нашел указания, что некоторые иные придерживались такого же мнения... Побуждаемый этим, я и стал размышлять о подвижности Земли, и, несмотря на кажущуюся нелепость, я не переставал думать об этом предмете... Я хотел посмотреть, не удастся ли мне, допустив движение Земли, найти для истолкования движения по небесным орбитам более точные результаты, чем те, которые существовали до меня».

Таким образом, Копернику были известны имена многих из его предшественников — сторонников гелиоцентрической системы. Но от их работ сохранились лишь незначительные отрывки в виде скудных цитат у Аристотеля, Архимеда, Цицерона, Плутарха и Сенеки.

Авторитет Аристотеля в древности был очень высок, и ничто не могло вытеснить его геоцентрическую систему. Появившееся в древности гелиоцентрическое учение было оставлено, едва возникнув, и древние ученые упоминали о нем только как о забавном парадоксе. Только спустя 2 тыс. лет этот «парадокс», благодаря Копернику, превратился в учение, которое вступило в ожесточенную борьбу со старой системой мира, — борьбу, направленную не только против все еще непоколебленного авторитета Аристотеля, но и против догм христианской церкви.

Неоднократно высказывалась мысль, что система Коперника таится в учении пифагорейской школы, которая якобы имела верное представление не только о двояком движении Земли, но и об обращении прочих планет вокруг Солнца. Декрет папской цензуры, запрещающей распространение идей Коперника, клеймил эти идеи как «ложное пифагорейское учение». На самом же деле учение пифагорейской школы о вселенной подвергалось последовательным изменениям, причем по системе самого Пифагора (582—500 гг. до хр. эры) Земля считалась покоящейся неподвижно в центре вселенной.

Пифагор сам ничего не написал; многие свои идеи он скрывал от большинства учеников, а доверял только «избранным». Ничего не написали и непосредственные ученики его. Поэтому нельзя с достоверностью сказать, вышло ли учение Пифагора в том виде, в каком оно известно нам, действительно из уст самого философа. Во всяком случае нет точных данных о том, что Пифагор, жизнь которого затемнена массой легенд, не признавал господствовавших в его время обычных геоцентрических воззрений.

Не подлежит сомнению, что этот замечательный геометр был одним из первых, кто досказывал шарообразность Земли, существование антиподов и т. д. Однако приписывать Пифагору и его школе знание истинной системы мира, т. е. идею о центральном положении Солнца и обращении вокруг него Земли, вращающейся вокруг оси, нет никаких оснований. Напротив, все указывает на то, что сначала пифагорейцы рисовали себе мир состоящим из восьми вращающихся хрустальных сфер, которые концентрически окружают покоящуюся в их центре Землю.

По этой системе, представлявшей собой зародыш «системы сфер» Евдокса, ближайшая к Земле сфера принадлежала Луне, затем следовали сферы Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. Эти семь сфер помещались внутри сферы неподвижных звезд, причем они вращались с различными скоростями вокруг общей оси, не совпадающей с осью восьмой, звездной сферы, считавшейся «осью мира». Последняя в течение суток совершает полный оборот, увлекая за собой все семь сфер и вызывая суточное движение небесных светил. При этом пифагорейцы считали, что вращение каждой из этих сфер сопровождается определенными звуками, создающими знаменитую «гармонию сфер», услышать которую не был удостоен богами ни один человек, кроме их великого учителя — Пифагора.

Таким образом, гелиоцентрическая система мира, развитая Коперником, никак не может быть названа «пифагорейским учением». Первую негеоцентрическую систему, легшую в основу дальнейшего развития науки о вселенной, мы находим лишь у одного из представителей пифагорейской философии — у Филолая (V век до хр. эры), бывшего современником Сократа. Свои идеи он изложил примерно в 430 г. до хр. эры, т. е. через семьдесят лет после смерти Пифагора. Учеником Пифагора он, конечно, не мог быть, хотя и принадлежал к пифагорейской школе. Его книга о строении вселенной была очень редким произведением, и поэтому она особенно высоко ценилась в древности; Платон, пожелавший ее купить, заплатил большую сумму — 10 тыс. драхм (около 3 500 рублей золотом). К сожалению, от трудов Филолая сохранились лишь короткие отрывки и подлинность многих из них довольно сомнительна. Все эти отрывки собраны, но их чрезвычайно недостаточно, чтобы иметь полное представление о системе мира Филолая.

Однако, несмотря на ряд неясностей, в общих чертах эта система нам известна; заключается она в следующем.

Существует лишь одна вселенная, которая имеет шарообразную форму. В ее центре находится чистейший из всех веществ — центральный огонь, являющийся в то же время центром тяжести и опорной точкой всего существующего. Вокруг этого мирового центра — «очага» — обращаются по гармонически распределенным, постепенно сужающимся кругам десять небесных тел. А именно, сначала идет сфера неподвижных звезд, затем планеты Сатурн, Юпитер и Марс, потом Солнце, далее планеты Венера и Меркурий, затем Луна, потом Земля и, наконец, сходное с Землей тело — Противоземля (по-гречески — Антихтон).

Наше Солнце, по Филолаю, совершает в течение года оборот вокруг мирового очага, и это движение обусловливает изменение длины дня и смену времен года. При этом Солнце играет подсобную роль; оно представляет собой не светящееся, а прозрачное» стекловидное тело, способное выполнять функцию как бы мощного рефлектора. Оно концентрирует, собирает лучи, исходящие от центрального огня или очага, отражает и распределяет эти лучи в виде света и тепла среди других тел. Поэтому-то оно и помещается в середине между семью планетами.

Что же касается Противоземли, то некоторые полагают, что по Филолаю это — десятая планета, расположенная между центральным огнем и Землей. Сторонником этого мнения был Аристотель, который считал, что Противоземля, как десятое тело, введена Филолаем из-за особого мистического значения, которое пифагорейцы придавали числу десять. Исторические же исследования дают основание думать, что Противоземлей считалось противоположное полушарие Земли, не известное грекам.

Движение Земли вокруг «центрального огня», по Филолаю. Пунктирный кружок обозначает Противоземлю, заслоняющую от обитателей Земли свет «мирового очага».

Движение Земли вокруг «центрального огня», по Филолаю. Пунктирный кружок обозначает Противоземлю, заслоняющую от обитателей Земли свет «мирового очага».

Филолай учил, что Земля и Противоземля имеют параллельное, концентрическое движение. Они обращаются в течение суток с запада на восток вокруг центрального огня. При этом Противоземля находится ближе к центральному огню и заслоняет Землю от его лучей. Люди никогда не видят ни этого огня, ни Противоземли только потому, что они населяют часть Земли, противолежащую центральному огню и Противоземле. Когда Солнце и населенная часть Земли находятся на одной и той же стороне от центрального огня, — наступает день; в противоположном случае царит тьма, по тому что Земля оказывается тогда в тени, бросаемой Противоземлей, и мы Солнца не видим. При этом к центральному огню, заслоняемому Противоземлей, всегда обращено южное полушарие антиподов, так как Земля круговращается подобно телу, связанному с центром вращения («очагом») прочной связью.

Таким образом, в системе Филолая отсутствует вращение Земли вокруг полярной оси, смена же дня и ночи обусловлена вращением Земли вокруг другой оси, перпендикулярной к плоскости орбиты ее суточного движения вокруг центрального огня. Собственно, Противоземля в этой системе была придумана специально для объяснения смены дня и ночи, не прибегая к представлению о суточном вращении земного шара вокруг полярной оси, которое выдвинуто было только впоследствии.

Когда Аристотель отстаивал свои геоцентрические идеи, он не мог обойти молчанием эту систему мира, хотя и не называл имени Филолая. В своем сочинении «О небе», оспаривая эту систему, он писал: «Относительно местоположения Земли в пространстве мнения философов различны. Вообще допускают, что Земля находится в центре мира, что небо ограничено и закончено в целом. Но итальянские мудрецы, которых называют пифагорейцами, придерживаются противного мнения; они считают, что в центре мира находится огонь, что Земля обращается вокруг этого центра в качестве одной из звезд и что вследствие этого происходит на ней смена дня и ночи. Они придумали также другую Землю, помещенную противоположно нашей и называемую ими Антихтон — Противоземля»...

В другом месте Аристотель замечает: «Многие философы и кроме пифагорейцев могли бы подобно им думать, — основываясь не на изучении явлений, а на чисто умственных соображениях, — что центральное место во вселенной не должно быть приписано Земле. Так как они полагают, что важнейшему из всех тел подобает и почетнейшее место и что огонь важнее Земли, то Земля не должна быть в центре сферы вселенной, а место это предпочтительно принадлежит огню... Относительно же покоя или движения Земли у философов также встречаются разногласия, ибо не все сходятся в этих пунктах; те из них, которые отрицают ее местоположение в центре (вселенной), заставляют ее обращаться вокруг центра по кругу, и не только одну Землю, но и Противоземлю».

Но хотя Аристотель не только излагал, но и оспаривал систему мира Филолая, он был недостаточно знаком с нею. Повидимому, он слышал об ее основных идеях, противоречащих геоцентрическому мировоззрению, но не давал себе труда обратиться к первоисточникам и серьезно их изучить. Систему мира Филолая следует, однако, называть не гелиоцентрической, а пироцентрическои (от «пир» — огонь), ибо в ней Земля и планеты движутся не вокруг Солнца, а вокруг какого-то невидимого огня, пребывающего в центре мира. Правда, некоторые астрономы (Гассенди, Бальи, Монтюкла, Лаплас, Фай и др.) полагали, что Филолай и другие пифагорейцы, говоря о центральном огне, скрывали свою истинную мысль, бывшую известной лишь посвященным и согласно которой центральный огонь есть именно Солнце. Однако это предположение, превращающее Филолая в действительного предшественника Коперника, совершенно произвольно и не имеет серьезных оснований, так как в его системе Солнце ничем не отличается от Земли, а играет ту же роль, что Луна и планеты.

В системе Филолая было много фантастического1. В ней нет ясного представления ни о расстоянии от Земли до Солнца, ни о размерах Солнца. Но зато в ней имеется представление о том, что Земля не покоится в центре вселенной, что она не является самой важной частью мира, а занимает второстепенное место среди небесных тел. Вместе с тем, эта система впервые говорит о поступательном движении Земли. В этом представлении несомненно заключался зародыш идей, приведших впоследствии к первому положению учения Коперника — о вращении Земли вокруг ее полярной оси, а затем к возникновению гелиоцентрической системы в полном ее объеме.

Коперник в своем посвящении папе Павлу III (являющемся своего рода введением к его книге), касаясь предтечей гелиоцентризма, ссылается на Филолая, которого считал одним из великих математиков. Он приводит свидетельство Плутарха (около 48—120 гг. хр. эры) о том, что по учению Филолая «Земля, равно как и Солнце и Луна, обращается вокруг огня по косому кругу». У Плутарха, кстати, мы находим еще и следующее место: «Пифагореец Филолай полагает в середине огонь, который есть как бы очаг вселенной, на втором месте помещает он Противоземлю, на третьем — нашу Землю, противоположную Противоземле и движущуюся в противоположном направлении; по этой причине жители обеих этих земель не могут видеть друг друга». Однако, ссылаясь на Филолая, Коперник благоразумно отметил не то, что отличает его систему от системы Филолая, а то, что объединяет эти системы, т. е. представление о поступательном движении Земли.


Сайт <<< Предыдущая Оглавление Следующая >>>
статистика сайта
Hosted by uCoz