Библиотека <<< Осень Октябрь >>>

Осень
Холоден сентябрь, да сыт. Холоденек батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
Сиверко, да сытно. Что июль с августом не сварят,
того не зажарит и сентябрь. В сентябре синица просит осень в гости.
Батюшка-сентябрь не любит баловать.
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
В сентябре держись крепче за кафтан.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
Считай, баба, осень с сентября по шапкам да по лаптям.
Зажигай огонь с сентября в избе и на поле.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
У мужика в сентябре только те и праздники,
что новые новины.


Гром в сентябре предвещает теплую осень. Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало,
оттепель его сгонит. Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают»—
будет стоять хорошая осень. Сентябрь —ревун, от рева осенних ветров и зверей,
особенно оленей. Много тенетника на бабье лето —к ясной осени
и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
Осенний тенетник — на ясную погоду, на вёдро.
Много желудей в сентябре на дубу— к лютой зиме.
Если в этом месяце на дубах будет много желудей,
то ожидай и много снегу перед рождеством.
Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре,
особенно без ветра,
причиняют различные болезни людям слабого здоровья.
В этом месяце погода начинает смотреть «сентябрем»

Андрей Стратилат
Бабье лето.
В степных местах наблюдают в этот день
течение ветра; если дует с юга,
тогда говорят: «Пошли овсы на спех».
Батюшка юг пустил ветер на овес.
Ветер, дующий в этот день с юга,
обещает хороший урожай овса.
Стратилатов день приспел — овес поспел.

Самуил
Самойлин день — бога о мужике молит.

Фаддей
Если этот день будет ясный, то надобно ожидать,
что еще четыре недели будет хорошая погода.

Агафон-огуменник

Полагают, что этого числа в ночь леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам.

Мужики выходят стеречь гумна в тулупе наизнанку, с кочергой. В эту ночь и рассказывают про проделки лешего.

«В Кангиле была свадьба. Вот мать готовит к свадьбе-то, а ребятишки, известно, под руки лезут: того дай, другого... Вот она сгоряча-то и взревела на девочку:
—  Да чтоб тебя леший унес в неворотимую сторону! Да, видно, не в час и сказала. А леший-то как тут и был. Девочка выбежала из-за стола и побежала, а сама ревет:
—  Дяденька, дожидай! Дяденька, дожидай! Теперича баба-то учухала (опомнилась), да и побежала за ней... И народ-то смотрит: что же это девчонка бежит. Ну как вихрем несет! Не могут догнать. И на конях, и всяко. Кое-как догнали. Теперь, как догнали ее, смотрят: у нее полный подол ернишных шишек.
—  Это,—говорит,—мне дедушка набросал, шишки-то».

(Сибирь.)


«Это я вам про своего свекра расскажу. Тогда я еще молодая была. Он, мой свекор, ездил в город горшки продавать. Поехал один раз, все не продал. Едет домой... Кум ему навстречу попадает и говорит:
—  Заезжай ко мне.
Он поехал. Приехал вроде. Коня выпряг. Тепло так, а на улице зима. Он взял бутылочку, взболтал и говорит:
—  Господи, благослови!
Как сказал это, смотрит: сидит он в яме, снег кругом, ветер кружит, а горшки побиты и по яме разбросаны. Он — на коня и быстрей до дому, сразу и хмель весь вышел».

(Сибирь.)


Видом своим леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, «левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана — правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли»

(Ярославское Пошехонье)

.

Новгородцы уверяли, что леший большею частью является «стариком в белой одежде и белой большой шляпе, никогда не подпоясанным; всегда, когда садится, закидывает левую ногу на правую. Орловский леший —<...>пучеглазый, с густыми бровями, длинной зеленой бородой, волосы на голове ниже плеч и длиннее, чем у попов». Бровей и ресниц у лешего нет и только одно ухо — левое. «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро, едва соследимо и всегда без шапки», часто — с огромной дубиной в руках.

«От проказ лесного можно легко отчураться — конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем известными приемами, которым учат с малолетства по заповедям отцов и прадедов. Заблудившему стоит только присесть на первой колоде, снять с себя и выворотить носильное платье наизнанку и таким надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу, переменить рукавицы».


«Вот старики рассказывают, что в лесу на тропе ложиться ночевать нельзя: будто кричит кто-то, свистит и колокольчики звенят. Дорогой едешь, ночевать на тропе будешь ладиться — хозяин выгонит. Станешь на дороге ночевать — как кто идет, свистит! А то побежит, головешки в костре, всё разобьет, разбросат. Убегай лучше» (Читинская обл.).


Леший не только проказит, пугает, водит людей по лесу, он нередко помогает человеку, особенно если тот его чем-то уважил.

«Далеко от всякого жилья, в лесу, была у одного мужика земля, на ней усадьба поставлена, и жил он совсем один. Раз заходит к нему прохожий и просится ночевать. Мужик пустил его, накормил и спать уложил, а на утро, когда тот стал ему за ночлег денег давать, не взял, отказался. Вот и говорит ему прохожий:
— Жаловался ты, что со скотиной тяжело, что кругом лес, что скотина быват заблудится, быват зверье обидит. За хлеб-соль поставлю я тебе пастуха: утром ты из ворот выгони, ввечеру придут к воротам сами, только во двор загони. Но не ходи ты смотреть стада, когда оно выгнано.

И вправду стало так: ходит скотина целый день — к вечеру домой вернется сытая, молока много. Ходило стадо так три года, только и пришло в ум мужику: «Какой же я хозяин, что не знаю, кто у меня скотину пасет!» Сказал он и пошел в лес стадо искать. Нашел скоро: видит, пасется оно, а с краю полянки стоит высокая-высокая старуха, опершись ничком на палочку; дряхлая такая старушка, и всё качается, будто дремлет. Мужик-от подошел к ней, потянул ее за руку да и говорит: «Бабушка, ляг, отдохни!» А она ему: «Спасибо, кормилец, спасибо, спасибо»... Закачалась, стала меньше, меньше — и вовсе сгинула. Подивился мужик, пошел домой, а с тех пор перестал скот один в лес ходить, надо было мужику пастуха нанимать» (Петербургская губ.).

Луппа

Святого Луппа — мороз овсы лупит.
Луппы льны или овес лупят.

Начинаются утренники, вредные для овса и льна, и потому спешат убрать тот и другой.

Лён две недели цветет, четыре недели спеет,
а на седьмую семя летит.
Как Калина (11 августа) закалинит,
Так и Луппа залупит—утренник будет.
На Луппа брусника поспела, и овес отбронел (дошел).
Если доспевает брусника,
то и со жнитвом овса надо торопиться.
Если на Луппу журавли на юг потянули —
зима наступит ранняя. Если журавли летят низко, то зима теплая,
если высоко —то холодная.
Журавли летят низко, быстро,
молчком—жди скорого ненастья.

По поднебесью веревка протянулась. (Журавли летят.)

Варфоломей

Пришел Варфоломей — жито на золу сей.
Святой Тит последний гриб растит.

Гриб да огурец в животе не жилец. Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.
Как пирог с грибами, так все с руками,
а как плеть с узлом, так и прочь с кузлом.
Мы люди простые, не гордые: нету хлеба — подавай пироги.
Назвавшись груздем, полезай в кузов!
На окошке грибы не растут. Не смейся, горох, не лучше грибов,
грибы поджарим, тебя, отставим.
Кто пораньше встает—тот грибов наберет,
а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Большой урожай грибов в течение лета предвещает
продолжительную зиму.
Грибы грибами, а молотьба за плечами.
Пошла бы кума в лес за грибами,
да навстречу ей медведь с зубами.
Бояться волков — быть без грибков.
Не всякий гриб в лукошко кладут.
Говорила тебе я: «Ты не ешь грибов, Илья»,
не послушал и покушал, теперь сам вини себя.
Недороги обабки, дороги прикладки.
С маслом да со сметаной грибы есть хорошо.
При царе Косаре, когда грибы воевали.


«Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: «Приходите вы, белянки, ко мне на войну». Отказалися белянки: «Мы грибовые дворянки, не идем на войну».— «Приходите, рыжики, ко мне на войну». Отказались рыжики: «Мы богатые мужики, неповинны на войну идти».— «Приходите вы, волнушки, ко мне на войну». Отказалися волнушки: «Мы господские стряпушки, не идем на войну».— «Приходите вы, опенки, ко мне на войну». Отказалися опенки: «У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну».— «Приходите, грузди, ко мне на войну».— «Мы, грузди,— ребятушки дружны, пойдем на войну!» Это было, как царь-горох воевал с грибами».

Наталья-овсянница

В этот день в одних местах закашивают овес,
в других оканчивается уборка овса.
Холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму.
Варят овсяный кисель да пекут блины.
Не вырастет овес — наглотаешься слез.
Не кони везут, овес везет.
Не погоняй кнутом, погоняй мешком!
Овесец и чистит и гладит.
У сытого коня восемь ног.

На кургане-варгане стоит курочка с серьгами (Овес.)
В поле сережки на тоненькой ножке. (Овес.)


В поле жала и вязала
Я овес зелененький.
Три разка поцеловала,
Мил пошел веселенький.

Я люблю овес косить,
Когда овес зелененький.
Я люблю с дружком сидеть,
Когда дружок веселенький.
Я любила дожинать
Овес — широки полосы.
Я любила завлекать
Кудрявы русы волосы.

Жала, жала я овес,
Перешла на гречу.
Если милого увижу—
Я к нему навстречу.

«В старину проводил простой люд очень весело овсяницу; косари, собравшиеся в этот день для косьбы овса, носили к хозяину в виде чучела овсяный сноп и получали от него подарки и угощения».


Вы зазвоньте, звоны,
Во всем чистом поле!

Взвеселите господыню—
Мы обжали ей ниву.

Уж мы жали, жали.
Уж мы ей радели,

А обжавши ниву;
Горелочки захотели

Видит наше око,
Что край недалеко.

Как до краю дожнемся,
Так горелочки напьемся,

Пирогов наедимся,
Песен напоемся,
(Смоленская губ.)

Анна и Савва

Спешат убрать хлеб в скирды.
Хлеб складывают в одонья, клади, скирды.


ЗАГАДКИ ПРО СКИРДЫ И ОДОНЬЯ


Туты на туты, на тутовой горе,
все туты избиты, головы обриты,
ножи в головах.

Сито вито, соломой крыто,
а посередке-то золото.

Шли плотнички без топоров,
срубили избу без углов.

Стоит горница-безугольница.
Стоит в поле караул о двенадцати ног,
шапкой покрылся, копьем подперся.
(Скирда, стог с подпоркой.)

Завтра праздник — Иванов день,
Послезавтра — Олександров день,
Мой-от миленькой гулять пойдет,
Меня, девушку, с собой возьмет,
При народе сестрицей назовет,
Без народа — сударушкой,
Задушевной любушкой.

У Ивана на головушке
Завиты были кудерушки
Во серебряно колечушко.—
Иссушил мое сердечушко
Суше этого колечушка,
Посушее позолоченного,
Сверху медью околоченного.
(Новгородская обл.)

Иван постный

Иван постный пришел, лето красное увел.
Иван постный — осени отец крестный.
С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
На Ивана Крестителя журавли пошли на юг — к ранней зиме.
С Ивана постного убирали репу.

«Репный» праздник отмечался без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных странников.

Иван постный — последний срок стлать лен
на стлищах (Воронежская губ.).
Если на Ивана Куполу
собирают преимущественно травы,
то на Ивана постного — коренья.

Иван «постный», «полетний» — это народные, несколько фамильярные названия церковного праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя. С библейской легендой, лежащей в основе этого праздника, связаны запреты на еду всего круглого, на пение и пляски.

Соблюдался строгий пост, нельзя было употреблять в пищу яблоки, картофель, капусту, арбузы, лук, то есть то, что напоминает голову; считалось грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Не поют песен и не пляшут, потому что Иродова дочь пляса-нием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя.

Куприян

На Куприяна начинают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картофель.

Как известно, картофель в России вошел в употребление только в XVIII веке, но довольно быстро стал одной из важнейших сельскохозяйственных культур.

Картофель хлебу подспорье.
Картошка хлебу присошка.

ЗАГАДКИ ПРО КАРТОФЕЛЬ

Между гор, между ям
сидит птица холуян,
несет яйца — божий дар.

Курочка пустодом
свила гнездо за двором,
яйца несет,
в землю кладет.

Семен-день

Если на Семен-день теплая погода,
то вся зима будет тепла.
Если Марфа грязна вышла,
то осень должна быть дождливой (Пинежье).
На Семен-день ветер дует из южного края—
будет зима гнилая или теплая.
Если на Семен-день ветер из-под солнца,
зимой ветры будут с севера (Воронежская губ.).
Сухая осень, коли на Семен-день сухо. На Семеновы осенины много тенетника—
осень долгая да ясная. На Семена ясно —осень ведреная (Тульская губ.).
Если много тенетника, дикие утки садятся,
а скворцы не отлетают — осень протяжная и сухая.
Если гуси улетают на Семен-день,
жди ранней зимы (Подмосковье).
После Семена журавли отлетают в теплый край.
На Семена Столпника ласточки ложатся вереницами
в озера и колодцы. На Семен-день ужи выходят на берег,
ходят по лугам на три версты. В этот день черт меряет воробьев меркою:
сколько взять себе, а сколько выпустить;
для этого воробьи все собираются к нему,
и потому в Семен-день их нигде нельзя увидеть.


Время с Семена-дня по 21 сентября называется бабьим летом.

Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый,
то и вся осень будет теплая и ведреная,
и наоборот.
Бабье лето ненастно — осень сухая.
Семен лето провожает, бабье лето наводит.

На Семен-день ясно — бабье лето теплое.
С бабьего лета — бабий праздник и бабьи работы.

Поскольку с середины XIV века до 1100 г. начало года на Руси отсчитывали с 1 сентября, а день Симеона Столпника по старому стилю приходился на 1 сентября, с ним связано большое количество начинаний или завершений разного рода работ, сроков и т. п.

С Семена начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Под Семен-день вечером гасят старый огонь, а утром вытирают новый из дерева. Яровое обязательно убирается к Симеону Столпнику.

Коли на Семен-день не убрали колосовые,
считай, пропал урожай: зерно выпало наземь.
На Семен-день последний посев ржи.
Семен-день — семена долой, то есть семена сами
выпадают из колосьев (Воронежская губ.).
Семен-день —- семена долой: грех хлеб сеять.
В Семенов день севалка с плеч.
При этом во многих местах озимый посев
указан на Семенов день.

В Семен-день до обеда паши,
а после обеда пахаря с поля гони.

Присловье это понимали по-разному: либо как намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем, либо как напоминание о завершении работ с землей.

До обеда паши, а после обеда руками маши.
В Семен-день с головней на постать ходи:
начинаются холода.

С Семена начинают мочить коноплю, сушить и мять лен.

Мни лен доле, волокна будет боле.
Лен стели к бабьему лету,
а подымай к Казанской (4 ноября) (Нижегородская губ.).

Там, где имеются бахчи, в этот день снимают с гряд дыни, арбузы, а также начинают копать картофель.

В половине сентября страда обыкновенно кончается, отворяют ворота в поле и пускают скот. До уборки хлеба ворота заперты, и скот ходит в поскотине (Тюменский край).

На Симеона Столпника солят огурцы.


В старину на Летопроводца в сельском быту оканчивались все торговые и хозяйственные договоры и сделки.

«Это срочный день для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинаются и прекращаются все условия и договоры, заключаемые поселянами между собой и с торговыми людьми (отдача в наем земли, рыбных ловель и других угодий)».

В Древней Руси Семен-день имел значение юридическое. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду по делам тяжебным и к судебному свидетельству.

«На Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы... Из грамот царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский: Семен-день, Троицын день и Рождество Христово».

В течение долгих веков сохранялся обычай на день Симеона сажать на коня мальчика «при переходе от младенчества (по четвертому году)».


На Семена дитя постригай и на коня сажай
и на ловлю в поле выезжай.
Первый праздник псарных охотников,
выезд в отъезжее поле.
Охотники на Семен-день притравливали зайцев.

В Тюменском крае охотники, пока земля не промерзла, начинали ставить очепа, чтобы зимой по снегу зайцев ловить. «Предварительно отыскивается в лесу заячья дорожка или тропа. Где-нибудь в тесном месте около этой тропы ставится в землю кол приблизительно трех аршин высотою с вилообразною верхушкою. На этот кол кладется очеп, который представляет из себя нетолстый ствол березы или осины. В землю около самой тропы вбивается маленький колышек, на который надевается сделанный из мочала подпетельник. Пока этим и ограничивается устройство очепа.

Впоследствии, когда выпадет снег, зайцы обыкновенно не бросают летней тропы, а продолжают по ней бегать. Тогда к очепу привязывают петлю и настораживают на тропу. По общепринятому мнению, зайцев ловить может не всякий, а только тот, кто знает «словинку», то есть особый наговор. А словинку знают немногие, поэтому и зайцев ловят лишь некоторые крестьяне».

В 1910 г. на Северной Двине, в одной из деревень Шенкурского уезда, был записан такой заговор «на охоту»:

«Стану благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, изо двора воротамы, в чисто поле заворыма, в чистое поле, в восточную сторону, на синёё морё, на синем море есть остров, на том острову есть церква, в той церкве есть престол, на престоле сам Исус Христос и пресвятая Мати Божья Богородица. По праву сторону железной тын, по леву сторону огненна река. Помолюсе и покорюсе, пресвятая Мати Божья Богородица, забивай и гони в мои ловушки. По праву сторону скочить — тут железной тын, по леву сторону скочить — тут огненна река; тут убьешьсе, а тут сгоришь, иди безотпяточно и безотворотно. От веку по веку, отныне до веку. Дай, господи, пришли, господи, надели, господи мне, рабу божьему белого звиря, зайца черноухого, долгоухого».

«Русаки — большие охотники до хлебной пищи,— писал, основываясь на своих наблюдениях, С. Т. Аксаков,—и потому ближайшие от деревень постоянно посещают хлебные гумна, даже ложатся в них на день и так бывают смелы, что, несмотря на ежедневные крестьянские работы и на гам народа и стук цепов, остаются спокойно на своих логовах. Таких русаков называют гуменниками; они сытее и резвее других. Я много раз сам нахаживал русаков на гумнах и бивал их. Один раз при мне поймали у самой риги русака в огромной куче длинных дров, куда он залезал на день: крестьянин, сушивший ригу, заметил на заре, что заяц влез в дрова, и заставил лазею плахой. Около Москвы, где хлеб обмолачивается с осени, русаки ходят есть сено в сенные сараи. Иногда делают то же и беляки».


ЗАГАДКИ ПРО ЗАЙЦА

Косой бес поскакал в лес.

На гору бегом, а с горы кувырком.

Комочек пуха,
длинное ухо,
прыгает ловко,
любит морковку.

С Семена-дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели.
Для парня посвататься — все равно,
что дровней попросить:
не дадут в одном месте, дадут в другом.
Сватались к девушке тридцать с одним,
а быть ей за одним. Девка на поре, женихи на дворе.
Переходы в Семен-день на новоселье — счастье и веселье.
На Семена хоронят мух и тараканов (чтобы пропали).
В Семен-день зарывают в землю блох,
тараканов и прочих домашних насекомых,
чтоб не водились в доме тамбовская губ.).
Убьешь муху до Семена-дня — народится семь мух;
убьешь после Семена-дня — умрет семь мух.

«Потешный» обычай хоронить мух и тараканов (таким он казался этнографам, собирателям, образованным людям прошлого века) сводился к следующему:
«Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукатерником» (полотенцем) и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить»; или: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себе съешь».»

Обряд этот сопровождался специальными песнями, например:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком—
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
(Тверская губ.)

Два братца, два Кондратца
Нову баенку строили;
Две сестрички, две лисички
Нову баенку топили.
Повела вошка блошку
В нову баенку.
Муха пару подавала,
Вошка парилася;
С перепару вошь упала—
Ножку выломала.
Ты сходи-ко к воеводе,
Попроси-ко воеводу...
<...>
Два дни лечилася—
На третий в могилу.
...А попы были клопы,
А дьячки были сверчки.
Тараканы погребали,
Мыши голос подавали:
«Помяни нашу рабу,
Серу вошь во гробу».
(Калужская губ.)

Стукнуло, грянуло в лесе:
Комар с дуба свалился,
Упал он на коренище,
Сбил он себе плечище.
Слеталися мухи-горюхи,
Славные наши громотухи.
Стали они возглашати,
Что о комаре вспоминати:
«Ах ты наш светик, комар!
Жаль нам тебя немалу.
Как будешь ты умирати,
Где нам тебя погребати?»—
«Схороните меня во поле,
Во зеленой во дуброве,—
Там-то ребята бывают,
Зелено вино распивают,
Туды-сюды зазирают,
Про комара вспоминают:
— Тут-то лежит комарище,
Удалой парень, ребятище!»
(Самарская губ.)

Уже в конце прошлого столетия песни эти в большинстве своем стали восприниматься и исполняться или как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился действительно в забаву, веселую игру.

Федот

Федот и Руфиня — не выгоняй со двора поутру скотину:
выгонишь — беду нагонишь.

Мамонт — покровитель овец и коз. Причиной такой «специализации» этого святого явился «Пролог», в котором сказано, «что когда святой Мамонт жил в пустыне, то ему особенную услугу оказывали дикие овцы. Они сами приходили к нему, и он доил их и приготовлял сыры, которыми не только сам питался, но и торговал ими, раздавая вырученные деньги бедным и неимущим».

После окончания всех полевых работ полная свобода дается парням, на долю которых выпало идти в рекруты. До самого набора (обычно в ноябре) они освобождались от работ, гуляли в нарядной, праздничной одежде, поочередно ходили друг к другу в гости.

Вы прощайте, девки, бабы,
Нам теперя не до вас.
Нам теперя не до вас,
Нам подходит горький час.
Нам подходит горький час—
Нам в солдатушки сейчас.
Меня в солдатушки сдадут,
Милашку замуж отдадут.

Неужели это будет
Переменушка в году:
Шапку с номером наденут
На головушку мою?

Меня маменька стегала
От березки прутиком.
Мне родима говорила:
«Не гуляй с рекрутиком».

Белая березонька
К земле приклонилася,
Несчастная девчоночка
В рекрутика влюбилася.

Меня в солдаты, молодца,
Милашку замуж: за вдовца.
Меня в солдаты на пять лет,
Милашку замуж на весь век.

Как у ласточки у касаточки
На лету крылья примахалися,
Как у душечки красной девицы
На ходу ноги подломилися;
У дородного добра молодца
В три ряда кудри завивалися,
Во четвертый ряд по плечам лежат,
Ой, во пятый ряд с плеч валилися.
Ой, почуяли черны кудри
Что невзгодушку великую,
Что служить службу государеву.
Повели тут добра молодца
В канцелярью государеву,
Записали добра молодца
Во драгуны государевы.
Ой, не жаль-то мне черных кудрей,
Только жаль мне своей стороны,
На сторонушке три зазнобушки;
Ой, как первая зазнобушка—
Расставался я с отцом, с матерью,
С отцом, с матерью, с сиротами ребятками,
С молодой женой, с моими малыми детками.

Ночесь-ночесь, молодцу, мне мало спалось,
Мало мне спалось — много во сне виделось.
Привиделся молодцу нехороший сон:
Будто меня, молодца, добрый конь разнес,
Добрый конь вороненький под браным ковром,
Под браным коверышком, в черкасском седле,
В черкасском седле, в тесмяной узде.
Свалилась у молодца шапка с головы,
Не простая шапочка — с кисточкой картуз:
Знать-то, мне-ка, молодцу, во несчастье быть,
Во таком несчастьице — в солдатах служить,
Моей родной маменьке — век свой слезу лить,
Моей молодой жене — век солдаткой быть,
Моим малым деточкам — век сиротовать.

Погуляйте-ка, ребята,
Погуляйте, молодцы.
Пока не сданы в солдаты-
Дали волю вам отцы.

Пеки, мама, пироги—
Последний год побереги,
Хоть немножко приуважь—
Сверху маслицем помажь.

Поиграй, моя гармонья,
Пока не разбитая,
Погуляй, моя головка,
Пока не забритая.

Дай-ка, тятя, разгуляться,
Нам недолго вместе жить:
Тебе дома оставаться,
Мне в солдатушках служить.

Погуляемте, ребята,
По своим деревенькам,
Скоро, скоро нас разгонят
По чужим губёренькам.

Листья вянут на дубах,
Я гуляю в рекрутах.
Листья с дуба упадут —
Меня в солдаты отдадут.

За лесом солнце осветило, и черный ворон прокричал.
Слеза моя на грудь скатилась, последний раз я вам сказал.
У нас в семье было три брата, семья в согласии жила,
А тут пришла такая участь — в солдаты требуют с отца.
Пришел отец из волостныих и детям жалобно сказал:
—  Ох, вы дети, мои дети, которому из вас служить?—
У старшего жена и дети, его на службу не возьмут.
А младший сын годами молод, его на службу жаль отдать.—
Тут средний сын горько заплакал, в слезах товарищам сказал:
—  Последний нонешний денечек гуляю с вами я, друзья,
А завтра рано, чуть светочек заплачет вся моя семья.
Заплачут братья мои, сестры, заплачет мать и мой отец,
Еще заплачет дорогая, с которой три года гулял.
Коляска быстро подкатилась около дома моего,
С коляски старшие кричали: готовь — готовьте сына своего.
Крестьянский сын давно готовый, семья вся замертво лежит.

Ах ты, сударушка моя,
Моли-ка богу за меня,
Моли-ка богу за меня,
Чтоб от солдат остался я.
Уж от солдат останусь я,
Ты будешь жёночка моя.

Женят, женят нас, молодчиков,
Во нонешнем году
И дадут нам по винтовке,
По казенному ружью.

«Уж ты сад, ты мой сад, сад зелененький,
Почему ж ты, мой сад, да не рясно цветешь,
Да не рясно цветешь, осыпаешься?
Ты куда, мой милой, собираешься?
Чи у ход, чи в поход, чи в дороженьку?»—
«Я не в ход, не в поход, не в дороженьку,
Собираюся я у солдатушки!»—
«Заночуй у меня хоша ноченьку!» —
«Уж я рад ночевать всю неделюшку,
Да боюсь же я начальника!»—
«Ты не бойся, милой: я рано встаю,
Я рано встаю и тебя узбужу!..
Уставай, мой милой! Кочеты кричат,
Кочеты кричат, барабаны бьют,
Барабаны бьют, солдаты идут!»

Василиса

Василиса — со льнами торопися.
На Домну бабы собирают в дом всякую рухлядь,
чтобы приобрести благополучие на осень.

Во многих местах особенно уважают старые, изношенные лапти, которые считаются верным средством от сглаза.

Так, в Вятской губ. изношенные лапти в большом количестве «привешивают под клюками у крыш скотных дворов на лицевую сторону, для того чтобы скотина всякая велась», «ее никто тогда не «изурочит» или не сглазит».

В селах Тамбовской губернии «во многих дворах при входе в ворота бросается в глаза связка (от 50 до 100 штук) «асметков», т. е. изношенных лаптей, привешенная или к столбу, поддерживающему навес над воротами, или около крыльца: «это от лихого глаза. Когда лихой человек взглянет на них и подивится, тогда уж он ничего у меня на дворе не сможет сглазить»».

Смоленский крестьянин, у которого вокруг огорода на каждом почти колу висит по старому лаптю, объяснил: «Ты вот пришел к огороду да и дивишься лаптям, считаешь, сколько их, а на огород мой и не смотришь. Коли бы не эти лапти, у меня бы такой капусты не было: ...либо червь бы съел ее, либо какая мошка навалилась бы, и кочаньев-то не было бы, а то видишь, какие кочанья!»

Неопалимая Купина

Неопалимая Купина считается охранительницей от пожара и молнии. Она может уберечь от пожара, но может и наслать гром, молнии, огонь и камни с неба, как Илья-пророк.

Крестьяне молились Неопалимой Купине о защите дома и скота от огня.

На Неопалимую Купину начинают выкапывать лук из гряд.

Михаил

Михайловские утренники.
День укоротился уже на 5 часов.
На Михаилу нельзя работать — бог накажет.

Созон

Начиняется уборка лука повсеместно.
Идет торг репчатым луком.
Лук добро и в бою и во щах.
Лук от семи недуг.
Лук да баня все правят.
Много одежки на луковицах — быть зиме холодной.


ЗАГАДКИ ПРО ЛУК

Стоит поп на грядках, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.

Сидит Марфутка в четырех шубках, кто поцелует, тот и сморщится.

Все меня любят, а как раздевать — слезы проливать.

В старинных русских лечебниках-травниках писалось:
«Во время морового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешать в комнатах связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится»; «Во время скотского падежа нанизывают на нитку поболее луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразились».

Осенины

Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь — старый гасили, а новый возжигали.

Вторая встреча осени.
Луков день (Ярославская, Вологодская губ.) —
собирают лук с гряд.
Пасиков день (Пензенская, Саратовская губ.) —
убирают пчел с пасек или пчельников.
С рождества Богородицы — луковая неделя,
женщины убирают лук.
В этот день ужи сушатся на дорогах,
и потому ходить опасно.
Женщины встречают осень у воды.
К новобрачным идет в гости родня.

Оспожинки — это, по существу, праздник урожая: «оспожинки справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник», отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между семьями сватов и между невесткой и родителями мужа.

Внуки нередко остаются у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.

21 сентября на торжество (рождество) Богородицы исполнялась игровая песня.

Вейся ты, хмель,
перевейся,
На нашу сторонку.
Как на нашей на сторонке
Приволье большое!
А приволье-то большое,
 
Мужики богаты!
Что мужики-то богаты,
Каменны палаты!
Что каменны палаты,
Двери золотые,
Что маковки литые!
(Костромская губ.)

Ой, сегодняшний денек
Забрал девушку хмелек.
            Калинка моя, малинка моя!
А забрал хмелек —
Полюбил паренек.
            Калинка моя, малинка моя!
Забрал хмелек —
Полюбил паренек.
            Калинка моя, малинка моя!
Макар-молодец
Александрович холостой.
            Калинка моя, малинка моя!
Полюбил баской детина
С низу-низовой купец.
            Калинка моя, малинка моя!
С низу-низовой купец
Да Макар-молодец.
            Калинка моя, малинка моя!
Макар-молодец
Олександрыч холостой.
            Калинка моя, малинка моя!
(Новгородская губ.)

Никогда девку хмелинка
Не разымывала.
Разняла девку хмелинка,
Полюбил баской детинка,
Иванушка-сиротинка,
С низу-низовой купец,
Разудалый молодец.
Стал ко мне в гости ходить
Да гостинчики носить.
Он гостинчики носил,
С собой девку пригласил,
В Нижний город завозил,
На рыночке становил.
«Посмотрите-ка, ребята,
Что за девица краса —
А что девица краса,
Да из дальна города!»
(Вологодская губ.)

От чего хмелек завелся —
От соломенки гнилой.
      Ой, люли, ой, люли,
      Да от соломенки гнилой1

От соломенки гнилой,
Да от земельки от сырой.

Кто с хмельком поводится,
Да тот нагой находится.

Во кабак идет детина,
Точно алый мак цветет,

Из кабака идет детина —
Точно липочка гола.

Точно липочка гола,
Как матушка родила.

Как матушка родила.
Да жена мужа бранила:

«Все ты пропил, прогулял,
Да все приданое мое.

Все придано, богодано,
Мой зеленый сарафан.

Мой зеленый сарафан
Да свой коричневый кафтан.

Я обиды не стерплю —
Поварешкой отвожу.

Буду голодом морить —
Позабудешь водку пить!»
(Пермская губ.)

Пётр Павел

«Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу
Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту —
дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам
и всякой другой птице».
Если рябины в лесу много — осень дождливая,
если же мало — сухая.
Как рябины много уродилось, то сыра осень будет;
я как нет горазно, то суха осень живет (Пинежъе).
«Много ягод на рябине предвещает строгую зиму,..
посему и заготавливают тогда рябинный квас,
слабительный и прохладительный,
предсказывая на зиму воспалительные болезни,
неразлучные со строгою зимою».

Я рябинушку ломала,
Со рябины пала кись,
Правой рученькой махала:
Приходи рябину ись!

Пойду в сад поотломаю
Красную рябинушку.
Завлеку — гулять не буду,
Пусть походит зимушку.
Пусть воробушки летают,

Пусть рябинушку клюют.
Отбивают паренька,
Но едва ли отобьют.

Не от солнышка рябина
Кисти принавесила.
Не от радости девчонка
Голову спровесила.

Я рябинушку ломала,
Только ветку сорвала.
Много с милым не гуляла,
Только славу нажила.

Я пойду да помолюся
У рябинушки густой:
Ты спаси, меня, рябинушка,
От славушки пустой.

Ты рябинушка,
Раскудрявая!
Ты когда взошла,
Когда выросла?
Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
Под тобою ли,
Под рябиною
Там не цвет цветет,
Не огонь горит,—
Там горит сердцо
Молодецкоё,
Молодецкоё,
Атаманское
Об одной душе,
Душе-девице...

С вечера мою рябину дождичком мочило,
Со полуночи рябину ветром обдувает.
Ветер дует, солнце греет, рябина алеет;
Что рябинушка алеет, мой милой далеет.
Во долину отъезжает, не со мной гуляет,
Не со мною, со младою, с девкой молодою.
Уж я в пятницу не буду, в субботу не ждите,
В воскресенье непременно к вечеру прибуду,
К вечеру прибуду, кольцом подарую.
Я колечком подарую, три раза поцелую.

Федора

В Федору лето кончается, осень начиняется.
Третья встреча осени.
Не каждое лето до Федоры дотянет.
Если пчелы заводят в другой раз летку,
то будет продолжительная
и теплая осень (Воронежская губ.).
Становится слякотно, все чаще идут дожди:
Федора — замочи хвосты.
Осенние Федоры подол подтыкают,
а зимние Федоры (12 января) платком рыло закрывают.
Федоры-обдеры: обивается оставшийся на корню хлеб.
В этот день осень ездит на гнедой кобыле.
Преподобная Феодора — всякому делу аминь.
Ходят смотреть озимые всходы.
Не хвали сусло, а хвали пиво; не хвали озимей,
а хвали жниво.
Озимь в сусек не кладут.

Артамон

На Артамона змеи уходят в леса и прячутся.

Корнил

С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.
Убирают все корневые овощи — картофель, брюкву,
морковь, хрен и т. д., кроме репы.

Здвиженье

В Здвиженье сивер, так лето тепло будет.

Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе связаны со словом «двигаться» («двинуться»), от которого, вероятно, крестьяне производили и само название церковного праздника, давшее наименование дню 14 (27) сентября.

Здвиженъе — хлеб с поля на гумно движется.
Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.
Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
На Воздвиженье зазимки — мужику не беда.
Воздвиженские зазимки не беда,
что-то скажет Покров-батюшка.
Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулся,
и шапка надвинулась.
Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.


На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
В этот день медведь залегает в берлогу.
Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.

По народному замечанию, на праздник Воздвиженья «гады и другие пресмыскающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны», которые называют ирьем или вырием. Туда же улетают и ласточки.

На Воздвиженье ни змеи и никакой гад
по земле не движется.
Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались,
в спячку впадают.
Змея и гад не движется (обмирает или лезет по деревьям
в вырай, в теплый край,
а которая укусила человека — остается на земле).
На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо,
то ей не уползти, так как в наказание она остается
мерзнуть в холодные дни.
Первой улетает в обетованную страну
и последнею возвращается оттуда — кукушка,
которая поэтому и зовется ключницей Вирая.
На Воздвиженье в лес ходить нельзя,
так как тогда ужи в вирий идут.

По мнению орловцев, тамбовцев и владимирцев, «в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья <...> мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах».


«Лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвиженья каким-то срочным для себя днем. Лещие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою». В лес, и по этой причине, на Здвиженье ходить нельзя.


«Крестьяне повсюду верят, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно».

По другим сведениям, в день Воздвиженья крестьяне воздвигали часовни, кресты; соблюдали пост.


С Воздвиженья начинали рубить капусту.

На Воздвиженье первая барыня — капуста.
Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день.
У доброго мужика на Воздвиженьев день
и пирог с капустой.
На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

На Воздвиженье начало капустникам, капустницам, капустенским вечерам, кои длятся две недели.

Молодежь затевала вечеринку — капустник, начиная посиделки.

Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли во зеленом
Гуляй, душечка родная.
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет,
 
Себе пару выбирает:
Лизавету — по совету,
А Настасью — по согласью.
Я Аленушку люблю,
Шелковой платок куплю,—
Сто рублей заплачу.
Сто рублей нам нипочем —
Гуляй девка с молодцом!
(Смоленщина.)

Никита

«Столько прозваний этому святому дано потому,—объясняли «Тамбовские губернские ведомости» в 1864 году,— что с этого дня начинают срезывать репу, бить домашних гусей; дикие же гуси поднимаются из наших стран восвояси на зимовье. С этого же дня начинают стричь овец».

Гуси летят в отлет.
Гуси летят — зимушку на хвосте тащат.

Праздник гусятников — охотников на диких гусей. «К концу сентября, то есть ко времени своего отлета, гуси делаются очень жирны, особенно старые, но, по замечанию и выражению охотников, тогда только получают отличный вкус, когда «хватят ледку», что, впрочем, в исходе сентября у нас не редкость, ибо от утренних морозов замерзают лужи и делаются закраины по мелководью около берегов на прудах и заливах. От ледку или от чего другого, только чем позднее осень, тем вкуснее становится гусь».

В этот день били домашних гусей.

На Никиту «задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую относят домой, для счета домового».

На «гусаря» Никиту стригли овец. До больших холодов они успевали обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи.

Видно мужика на репе, знать, подошли репорезы.
Не дремли, баба, на репорезов день.
Дергают репу, обрезают ботву и корень.
Поел бы репки, да зубы редки.
Репа брюху не укрепа.

Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, делали репной квас, варили кашу.

Проще пареной репы ничего нету.


ЗАГАДКИ ПРО РЕПУ

В землю — крошки, из земли — лепешки.

Кину кидком, вырастет клубом,
под зеленым под садком с хвостиком.

Кругла, да не деньга,
красна, да не девка,
с хвостом, да не мышь.

Круглое, как месяц,
листья, как ель,
а хвост, как у мыши.
Сверху зелено,
посередке толсто,
к концу востро.

Вера

Всесветные бабьи именины.

статистика сайта

Библиотека <<< Осень Октябрь >>>
Hosted by uCoz