Библиотека <<< Сентябрь

Осень
Знать осень в октябре по грязи. Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит
В октябре ни на колесах, ни на санях.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет,
крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет
Плачет октябрь холодными слезами.
Октябрь — месяц близкой пороши.
В октябре на одном часу и дождь и снег
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой
Апрель обилен водою, а октябрь пивом
Ох ты, батюшка-октябрь, только и добра в тебе,
что пивом взял!
В октябре только и ягод, что рябина.
В октябре та бабам и работа, что льны приспевают
Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.
В октябре и изба с дровами и мужик с лаптями,
а спорины все нет
В октябре мужик живет с оглядкой


Октябрьский гром — зима бесснежная.
Осенний иней —к сухой и солнечной погоде,
к вёдру, к теплу.
С какого числа в октябре пойдет година,
с того числа весна откроется в апреле.
В октябре луна в кругу — лето сухое будет.
К октябрю березы оголяются.
Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год,
не чисто —к строгой, суровой зиме.
Если лист ложится на землю вверх изнанкой — к урожаю.
Добрая отава —к озими. Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.
Если много орехов,
а грибов нет —зима будет снежная и суровая.
Если кроты носят много соломы в свои норы —
зима идет холодная.

Арина

Если на Арину журавли полетят,
то на Покров надо ждать первого мороза;
а если их не видно в этот день—раньше Артемьева дня
(2 ноября) не ударить ни одному морозу.
«Колесом дорога!» — кричат журавлям,
чтобы их воротить.
Арина-шиповница: собирают плоды шиповника,
сушат их.
Арина — истопница овинная.
Если бурьяны выросли очень высокие —
будет много снега.

Арина

Ставят ульи в омшаник, готовят их к зиме.
Собирают мед.
Со 2 по 10 октября — пчелиная девятина.
При теплой осени и в более южных районах
ульи убирают на Сяввятия (10 октября).
Улья в погреб ставь, праздник меда правь.

Молодежь устраивает Трофимовские вечерки — выбирают женихов.

И шла Маша по дорожке,
Потеряла две сережки,
Два серебряных кольца,
Выбирай-ка молодца.

Посмотрите-ка на нас,
Какая пара создалась,
Парочка прелестная,
Выбирай любезную (или любезного).

В царском доме на балконе
Сидит молодец в уборе.
Он в гитарушку играл,
Себе девицу выбирал.

Ты журавель длинноногий,
Не ходи ты по дороге,
А ходи по полосам,
Где боронят боронам.
Бороны железные,
Выбирай любезную.

Уж чия эта прекрасна,
В косе ленточка атласна,
Сарафан с белой каймой,
Вы пожалуйте со мной.

Я сидела на угоре
На такой на высоте.
Дай ты, боже, помоложе,
По моей по красоте.

Какой сюртук, какие брюки
У милого моего.
Он возьмет гармошку в руки,
Все смотрела б на него.

Не люби, парень, мещанку,
Люби девушку-крестьянку,
Ведь крестьянка жнет и косит,
А мещанка чаю просит.

Лежит камушек гранатый,
Мой забава небогатый.
Колосится в поле рожь —
Небогатый, да хорош.

Ты гуляй, гуляй, онуча,
Гуляй, Лаптева сестра,
Ты гуляй, онуча с лаптем,
Хоть до самого утра.

Заплетала русу косу,
Шел миленочек с покосу.
«Погляди-ка, батюшка,
Хорош ли будет зятюшка?»

Говорят, семья большая
У милого моего.
Семья большая, да согласная,
Любить буду его.

Мне не нужен дом кирпичный-
Был бы милый симпатичный.
Был бы милый по душе —
Проживем и в шалаше.

Я не знаю, как сказать,
Чтоб судьбу с твоей связать,
Чтобы путать — не распутать,
Чтобы рвать — не разорвать.



Сидела Катюшенька
В новой горенке одна,
Шила моя Катенька
Тонки белы рукава,
Вышивши рукавчики,
В терем к батюшке пошла:
«Родимый мой батюшка,
Ты подумай обо мне!» —
«Думаю, подумаю:
В монастырь, Катя, поди!» —
«Родимый мой батюшка,
В монастырь я не гожусь,
На старой игуменье
Всю рясу изорву,
Молоду священнику
Ему в щеку запалю,
Молодых монашенёк —
А я всех их оскверню.
Уж я всех оскверню».
     Сватался к Катеньке
Из Сан-Питера купец,
Хвалил он, похваливал
Он свое житье-бытье: «
У меня, у молодца,
Полтораста кораблей!» —
«Думаю, подумаю:
Я за этого нейду».
     Сватался к Катеньке
Из Москвы генерал.
Хвалил-похваливал
Он свое житье-бытье:
«У меня, у молодца,
Полтораста душ крестьян».—
«Думаю, подумаю:
Я за этого нейду».
     Сватался к Катеньке
Из трактира музыкант.
Хвалил-похваливал
Он свое житье-бытье:
«У меня, у молодца,
Только скрипка да гудок».—
«Думаю, подумаю:
Я за этого пойду.
Сыта ли, не сыта,
Всегда буду весела.
Выйду я на улочку,
Будет честь мне, похвала,
Честь мне будет, похвала —
Музыкантова жена!»
(Вятская губ.)


В той же Вятской губернии пользовалась большой популярностью игра в выборы жениха и невесты с изображением счастливой семейной пары:

Играющие разделяются на две партии. Первая «становится к дверям избы, а другая на противоположную сторону. Первая половина идет к другой и поет:

1-я: Бояра! мы к вам идем,
Молодые! к вам идем!
 
2-я: Княжины! зачем вы к нам,
Молодые! зачем вы к нам?
 
1-я: Бояра! мы невест смотреть,
Молодые! молодых смотреть.
 
2-я: Княжины! у нас нету невест,
Молодые! все недоросточки.
 
 
1-я: Бояра! у вас выросли,
Молодые! все доросгочки.
 
2-я: Княжины! у вас кто женат?
Молодые! у вас кто холост?
 
1-я: Бояра! у нас Яков не женат,
Молодые! что Михеич холостой.
 
2-я: Княжины! изволь выбирать,
Молодые! изволь из любых.
 

<...>поется столько раз, сколько на игрище всех парней... И когда пропоют «бояр» для всех девок и парней, то начинают женить бояр, т. е. считать хлопнутую парнем по плечу девку его невестой»

После этого играют в «ворота»:

«Остров зеленый!
Как за городом,
Как за новеньким,
Стояли трои ворота,
Трои точеные,
Да золоченые.

При последних словах становятся три пары молодушек, из которых одна пара, схватываясь руками, подымают их кверху, образуя тем как бы ворота. Песня продолжается:

Остров зеленый!
В первы ворота
Проезжали сватовья.

(В первые ворота проходят две пары.)

Остров зеленый!
В други ворота
Провозили сундуки.

(Во вторые ворота провозят сундук.)

Остров зеленый!
В третьи ворота
Проезжали женихи.

Проходят в третьи ворота парень с девкой, называвшейся его невестой и обязанной вместе с ним плясать.

Остров зеленый!
Кто сына женит,
У кого дочерь берет?
Микола сына женит,
У Ивана дочь берет.
Микитушка женится,
Натальюшку берет.
Он беред-таки, берет,
Она идет-таки, идет.

Потом девки спрашивают жениха, как он любит свою невесту. Он отвечает: «Она мне дороже всего моего богатства». Затем молодая чета опять начинает плясать, припевая вместе с другими девками и молодушками:

Плавала чарочка на сладком на меду;
Некому чарочку переняти...
Переймет — не переймет
Микита господин.
Поднесет — не поднесет
Наталье госпоже:
— Кушай ты, Натальюшка, выпей всю!
Что же ты, Натальюшка, упрямишься?
Что ж тебе, Ивановна, не нравится?
Ведь я тебя не силой брал,
Ведь я к вам свата посылал.
Сват-от кланялся твоему отцу,
Всей твоей семье и твоей родне.

Эта песня поется трижды, после чего молодушка, сидевшая во время пенья посреди избы на стуле, ловит парня и спрашивает:
—  Как ты любишь, Иванушка, свою жену?

Жених отвечает:
—  Я ее люблю больше своей жизни».

Астафий

Астафьевские, Астафьевы ветры.
Ветряк дует всяк. Дуют ветры-листобои.
На Астафья примечай ветер: северный — к стуже,
южный — к теплу, западный — к мокроте,
восточный — к вёдру.
Если в этот день будет ветер с юга,
значит, будет хороший урожай озимого хлеба
на будущий год (Тамбовская губ.).

У степных поселян ветры, дующие с юга, называются «сладимыми» и обещают плодородие.

Начинают сплавлять хлеб водным путем (ветер дует в паруса), стараясь сделать это до ледостава.

Заработали ветряные мельницы.

Астафий

ЗАГАДКИ ПРО МЕЛЬНИЦУ

Без ног прытко, без жил сильно, без разума хитро.

Сидит баба на току,
сама брюзжит, руками разводит,
что волость подвозит — все жрет.

Стоит баба на юру,
руками машет,
а что съест, тем и люди сыты.

Скоро ест, мелко жует,
сама не глотает, другой сыт бывает.

Живу я от ветра,
сама не ем,
а тебе еду готовлю.

Крыльями машет, а улететь не может.

Стоит дуб-вертедуб,
в этом дубе-вертедубе
стоит птица-ветреница,
как ее зовут?

Кондрат

Погода этого дня продержится без изменений
четыре недели.
Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым.

Кондрат

Фока

Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно.
На Иону нельзя есть рыбу —вспоминают о пребывании пророка Ионы в брюхе кита.

Фёкла

Фёкла-заревница — зарева от осенних огней.
Замолотки — начинают по утрам молотить с огнем.
В натопленных овинах молотят хлеб.
Из-за неосторожности на Феклу спалили не один овин,
оттого-то она и «заревница».
Первый овин называют именинником.
Для именинного овина варят молотильщикам кашу.
«На заревницу хозяину хлеба ворошок,
а молотильщикам каши горшок».

В день Феклы «с особенным старанием угощают молотильщиков. В старину почти весь этот день употребляем был на песни и забавы, и только с полуночи зажигали огонь и при нём начинали молотьбу в овине. От этих-то огней или зарев святая Фёкла и получила имя заревницы».

Сложа руки снопа не обмолотишь.
Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук,
так и хлеб из зуб.

В осеннюю погоду овина без огня не высушить, но развести огонь в овине било непросто, требовался определенный и опыт и искусство, поэтому поручалось такое ответственное дело опытным мужикам или старикам. И все же в крестьянской России горели новины сплошь и рядом, везде и каждую осень». Фантазия народная обвиняла в этом овинника (гуменника), духа — хозяина овина.

«Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины и днем пекут деревенские ребята картошку,—сидит в самом углу подлаза днем и ночью. ...Глаза горят калеными угольями, как у котов, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собдку, весь черный и лохматый. Умеет брехать по-собачьи и, когда удается ему напаскостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего. Сидеть под «садилом» (в ямине, отчего чаще зовут его «подовинником») указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники, особенно в Воздвиженьев день и на Покров... Топить овины в заветные дни гуменник не позволяет: и на добрый случай попехнет у костра в бок так, что едва соберешь дыхание; на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Не позволяет также сушить хлеба во время сильных ветров и безжалостно больно за это наказывает».

ЗАГАДКИ ПРО ОВИН СО СНОПАМИ

Стоит в поле Орина,
рот разиня,
три поля съела,
еще голодна.

Стоит волчище —
выхвачен бочище,
не дышет, а пышет.

Стоит Петруха—
соломенно брюхо.

«Из дыры да на плешь» — говорят, когда высаживают снопы из овина на ток, где их обмолачивают.

ЗАГАДКИ ПРО МОЛОТЬБУ

Над головой крутится,
в руках вертится,
стучит и гремит,
ничего не говорит.

Летят гусятки, дубовые носы:
«Тот к тому, тот к тому,
все пойдем к одному».

Лежат головы побиты, брюха вспороты.

На поле на Арском,
на порубеже татарском,
лежат все побиты,
бороды побриты,
а брюхи распороты.

Бились попы, колотились попы —
Пошли в клеть, перевешались.


На Феклу ночи темны, день убывает лошадиными шагами.

В день святой Феклы «обыкновенно стараются хоть немного попрясть, чтобы впоследствии иметь охоту к этому делу. Согласно с сим и святая называется в народе Феклой запрядальной».

Фекла — дергай свеклу.

ЗАГАДКИ ПРО СВЕКЛУ

Красный пан в яму впал.

Красные квыкли в землю ввыкли.

Лошадь в ограде, хвост на горе.

Сергий

На Сергия начинается, а с Матрёны зимней (22 ноября)
устанавливается зима (Северн.).
С Сергия земля засерит (от снега, который уже
частенько начинает с этого дня перепадать) (Тамбовская губ.).
Если первый снег на Сергия,
то зима установится на Михайлов день (21 ноября).
Зимний путь устанавливается в четыре семины
(седмицы) от Сергия.
Первый снег выпадает за сорок дней до зимы. —
Первый сухой снег обещает хорошее лето.
Если снег падает на ущербе да на мокрую землю,
зима скоро ляжет (Воронежская губ.).
Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа,
зима ляжет.
Сергий Радонежский — хранитель кур.
На Сергия капусту рубят.

Иоанн

Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день.

Иоанн Богослов — наставник живописного, иконного дела, так как по преданию он из простого пастуха гусей чудом сделал искусного иконописца.

Савватий

Конец «пчелиной девятины» (с Зосимы — 2 октября).

Пчел убирают в омшаники на зимовье.

В этот день в большинстве губерний центральной России укутываются на зиму ульи.

Пчеловоды заставляют молиться Савватию детей, «так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед богом», а дети до 12 лет считаются безгрешными.

В этот день работать по всей Кокшеньге считается большим грехом, и, по мнению населения, все сработанное в эти дни на пользу не пойдет (Архангельская губ).

Яблоньку за яблочки любят; пчелку— за мед.
Бортник горек, да мед его сладок.
Масло сласно, а мед лучше.
С медом и долото проглотишь.
С медом и ошметок съешь.
Наша невестка все трескает: мед и тот жрет.
Медок сладок в меру.
Сладок мед, да не по две ложки в рот.

Григорий

Если снег упадет, зима не скоро настанет.

На Григория жгут старую солому из постелей, набивают новою.

Купают детей из решета на пороге, от призору.

«Для излечения порчи у детей нужно на заре (утренней или вечерней — безразлично) сходить на реку к тому месту, где две реки встречаются, или же на три реки; в случае крайности — на три озера или на три ключа. Идти на реку молча, не кланяясь, не отвечая на приветствия и не оглядываясь. Придя к реке, почерпнуть, трижды выливая, воды и тем же порядком вернуться домой. Дома вода со всех трех источников собирается в одно место и затем ею умывают трижды ребенка, читая заговор:

«Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. Встану, не благослозясь; пойду, не перекрестясь; из избы не дверями, со двора не калиткой, не в чистое поле, не под светлый месяц, не под часты мелки звезды, не на утренней заре, не на вечерней. Пойду я, раб божий (имя рек), с озера на озеро, с реки на реку, с ключа на ключ. В тех озерах и в реках и на ключах вода живая, текучая и палючая. Той водой обливаю и окропляю я, раб божий (имя рек), пенья и колоды, сухие кочки и белые камени; смываю и снимаю всякую нечистоту и щербету. Еще же умою и окропляю и помазую сего раба божия, младенца (имя рек), от худой худобы, от хворой хвороты, от лихой лихости, от матерней думы, от отцовских мыслей, от всякого сглазу и призору, и озепу и обаю, от всякого лихого человека, от девки простоволоски, от бабы полоротки и от всякого сустричного-поперечкого. Будьте вы, мои слова, крепки, в ключи и в замки, и во веки веков. Аминь».

Покров

Покров — первое зазимье.
На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима.
С какого краю на Покров ветер подует, оттуда будет дуть всю зиму (Воронежская губ.).

Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы (Воронежская губ.).
Если на Покров ветер подует с востока,
то зима будет холодна.
Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме,
если с севера — к холодной.
Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто —
к легкому году, а не чисто —- к строгой зиме.
Покров землю покроет где листом, где снежком.
На Покров земля снегом покрывается,
морозом одевается.
Если в Покров выпал снег,
то и в Дмитриев день (8 ноября)
будет непременно то же.

Покров

Покров няголе, то и Екатерина наголе (7 декабря.)
От первого снега до санного пути шесть недель (Пинежье).
Отлет журавлей до Покрова — на раннюю,
холодную зиму.

Старики в Покров замечали погоду: нехорошо, сказывают, если журавли успели улететь до Покрова — зима будет ранняя и студеная.

Коли белка до Покрова чисто вылиняла,
то зима будет хорошая.
Коли белка в Покров чиста,
то осень будет хороша (Пермская губ.).

С Покрова крестьяне начинают конопатить свои избы.

Чини избу до Покрова — не то не будет тепла.

«Некоторые хозяева в этот день затыкают кое-где пазы стен мохом и приговаривают: «Батюшка Покров, покрой нашу рхзбу теплом, а хозяина добром!» (Сев. Двина.)

В Тамбовской губ. в этот день в первый раз топят в жилых горницах печи. Пекут блинцы, и это называется «запекать углы».

Если на Покров истопят печь яблонью,
то з доме всю зиму будет тепло. (Тамбовская губ.).
Покров, натопи избу без дров!
Не ухитишь (избу) до Покрова —не будет такова.
Захвати тепла до Покрова (вычини избу).
Между Покровом и родительской субботой (8 ноября)
зима не становится.
Спереди Покров, сзади Рождество.
От Покрова до Покрова кашлянул одновя, да и говорит,
что кашель (что чахотка).


Последний сбор груздей и рыжиков.

ЗАГАДКИ ПРО ГРИБЫ

Зашел мужик в сосняк,
нашел слизняк,
бросить жалко, съесть сыро. (Груздь.)

Стоит лепешка на одной ножке,
кто мимо ни пройдет, всяк поклонится.

У кого одна нога, да и та без башмака?

Стоит дурак, на нем колпак;
не шит, не бран, не вязан,
а весь поярчатый.


На Покрое закармливают скотину пожильным (последним) снопом и с этого дня ее держат дома.

«Покров, Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина животом»,— говорили в Каргопольском уезде Архангельской губ., когда скармливали скоту сжатый последним сноп овса.

На Покров в Костромском крае скотине скармливали последний сноп овсяной жнивы, давая всем по горсти: курам, овцам, свиньям, коровам и лошадям.


От Покрова нанимались на работу. Срок устанавливали: от Покрова до Евдокеи, от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения.

После уборки хлеба у парней работы было мало, и они охотно уходили в отходники.

Имею ремесло — и на камне хлеб достану.
По ремеслу и промысел.

Ты пройди, пройди, мой милый,
     Вдоль да по улушке!
Посмотри-ко, мой милый,
     На мое на окошечко.
На моем ли на окошечке
     Не беда ли там лежит?
Не беда ли там лежит,
     Лежит сухота большая,
Что ссушила, сокрушила
     Меня молодешеньку,
     Девушку глупешеньку:
Выезжает мой милой
     На чужую сторонушку,
На чужой сторонушке
     Житье невеселое,
Житье невеселое,
     Гулянье нерадостно.
Со тоски ли я помру,
     Со большой со досадушки.
(Псковская губ.)

        Гуляла я, девушка, по бережку,
Наколола ноженьку на былинку.
Болит моя ноженька, да не больно,
Любил меня миленький, да не долго,
Недолгое времечко —два годочка.
Как уехал миленький в городочек,
Как уехал миленький в городочек,
Со всем в красным девушкам распростился,
Со всем с красным девушкам распростился,
А со мной со младою постыдился.
Болит моя ноженька, да не больно.
Любил меня миленький, да не долго.
(Петербургская губ.)

Некоторые виды работ заканчивались к Покрову, и отходники возвращались назад.

Мне не жаль-то платка, платка алого —
Только жаль-то дружка, дружка милого!
Покрывала платок аленький, покрывала,
Потеряла не знай где, не знай где.
Мне не жаль-то платка, платка алого,
Только жаль-то дружка, дружка милого:
Хорош миленький уродился,
Во бурлачушки подрядился —
Во всё лето-летичко до Покрова праздничка:
Ой ли Покров праздничек к нам приходит.
Ой ли все бурлачушки с Волги идут,
А моего-то дружка долго нету.
Ой ли пойду-то я сразу во светлицу,
Уж и погляжу-то я, погляжу из окошка, в окошко:
Не плывет ли лодочка с Волги?
Уж сверху лодочка завиднелась,
Черна шляпа зачернелась!
(Саратовская губ.)

С 14 октября во многих местах начинались Покровские ярмарки.

Приспевай, товарец, к Покрову,
сдам на Покровской ярмарке.
Подожди до Покрова,
весь долг выплачу.


С Покрова пряхи по ночам засиживаются. Покров — время начала посиделок.


Покров — покровитель свадеб.
Придет Покров, девке голову покроет.
Если на Покров ветрено — будет большой спрос
на невест.
Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб.

Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, «спозаранку бежали в церковь и ставили свечу празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет».

Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду,
замуж: снаряжает.
Мать-Покров! Покрой землю снежком,
меня, молоду, платком.

Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!

Пришел Покрова, заревет девка, как корова.
Зазимье пришло — засидки привело.

Покров —конец хороводам, начало посиделкам.

Скоро, девушки, Покров,
Скоро нам гуляночка,
Скоро-скоро заиграет
Милого тальяночка.
Кабы не было погоды,
Не крутил бы белый снег.
Кабы не было милова,
Не пошла в беседу ввек.

Весело Покров проведешь — дружка найдешь.
Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.

На посиделки, вечерки, беседы молодежь собиралась либо поочередно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» нанимали специальную избу.

«Прясть собирались все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам. Девки собираются и прядут при лучинах до полночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следят, потому как они работают». Парни нередко тоже приходили с работой — лапти плели, вили веревки, «а кто просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой самопряху».

Девушки вы, девушки,
Где берете денежки? —
Летом ягодки берем,
Зимой куделечку прядем.

Что ты, милочка, не робишь,
На кого надеешься?
Придет зимонька холодна,
Ты во что оденешься?

«Которая девушка веретено напрядет, ей делать нечего. Тогда она прялкой прикроется и с кавалером любезничает. А которая не успевает, та схитрит — из дома полное веретено принесет и поставит. Парни любили тех, что попроворнее».

Моя прялка не прядё,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сядя,
Он, наверно, сердится.

Не стой, миленький, в порожке —
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку —
Для тебя местечко есть!

Люблю Васеньку я летом,
Когда бегает с конфетам.
А Ванюшеньку зимой —
Садится к прялочке моей.

Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку!
Не спесивься, отодвинь
Мою точену прялочку.

Полотенце вышивала
Петухами, утками.
Я миленка поджидала
Часами, минутками.

Киприан

Киприан и Устинъя спасают от нечистой силы, чар, наваждений, от злых духов.

Девушки продолжают ходить на вечерки, но в будни не играют, не веселятся. Сидят с прялкой или шитьем, за работой часто поют проголосные песни.

Ах вы мысли мои, мысли, печальные мысли!
Скажите вы, мои мысли, про мое несчастье:
Как же мне, молодчику, жить в такой напасти?
Печальное мое сердце беспрестанно тужит,
Тоскует оно, горюет все по прежней воле.
Имел бы я крылушки, еще златые перья —
Взвился бы я высоко, полетел бы далеко,
Где бы мне понравилось, там бы опустился,
Ко своей сударушке сел бы я на окошко,
Сел бы я на косящетое, стал бы я ворковати,
Свою разлюбезную стал бы я спотешати.

Денис

Денис —лихого глаза берегись.

Чтоб избавиться от сглаза, архангельцы прибегали к та-кому заговору:

Берут немного соли, кладут ее в смолу и говорят: «Стаёт раб божий в сегодняшной денёк, как смоливой пенёк. Круг раба божья каменна ограда и железный тын. Черному, черемному соль в глаз, завидушшому, загребушшому смолы в глаз. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь».

Ерофей

С Ерофея холодя сильнее.
С Ерофея зима шубу надевает.
На Ерофеев день один ерофеич кровь греет.
На Ерофея — буйствуют лешие.
Они «дурят в лесах»: бродят,
кричат, хохочут, хлопают в ладоши,
ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются.
На Ерофея лешие пропадают.
Крестьяне в этот день в лес не ходят.
Всю ночь на Ерофея мученика и весь день
лешие безобразничают, а к утру,
после пения первых петухов,
проваливаются сквозь землю
и появляются на ней вновь, когда она оттает весной.

Харитины

Солнце скатывается вниз.
Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень.
Бабы сели за ткацкие станы,
затыкают первые кросна, ткут первый холст.
Харитина — вечная ткачиха.

ЗАГАДКИ

Ногой топну, животом нажму,
рукой шмыгну, два раза колону
и опять начну. (Тканье.)

Пришел паук на деревянных ногах,
всю избу загородил. (Ткацкий стан.)

Раскинуты тенетки,
прилетели лебедки,
трут, мнут, разинут, воткнут, (Тканье.)

Пришло чудо, село в угол,
без девки, без жонки и вон нейдет. (Ткацкий стан.)

Приступают к катанию валенок.
Нынче катанки-то белы, спотыкчивы, не смелы.

Фома

Фома — ломит закрома, все бери задарма.
Фома — большая крома.
На безлюдье и Фома дворянин.
Говорят про Ерему, а он про Фому.
Били Фому за Еремину вину.

Шуточная песня про Фому и Ерему была известна по всей России, ее пели, рассказывали как стихотворение (говорком), она оказалась запечатленной на многочисленных лубочных картинках, попала в рукописные сборники.


Ерема да Фома
Двое братеньки
Прокуратеньки.
У них бороды, как бороны,
Усы— как кнуты.
Собирались наши бороды
В торг торговать.
Ерема взял полтину,
А Фома полтора,
Ерема купил лошадь,
А Фома жеребца.
Еремина не едет,
Фомина не везет<...>
Лучше станем мы, Ерема,
С тобой клети ломать!
Вот Ерема залез в клеть,
А Фома в амбар,
Ерема схватил шубу,
А Фома кафтан.
Ерему ухватили,
А Фому огребли.
Ерема убежал,
Фома вырвался.
Вот Ерема-то бежит —
Не оглянется,
А Фома за ним спешит —
Не расстанется.
—  Неудача нам, Ерема,
С тобой клети ломать.
Лучше станем мы, Ерема,
С тобой бога молить!

Вот Ерема идет в церковь,
А Фома в алтарь,
Ерема схватил ризы,
А Фома стихарь,
Ерема взял кадило,
А Фома свечу.
Ерема-то кадит,
Фома кланяется.
Как натялся на них
Да лихой пономарь.
Вот Ерему-то в рылу,
А Фому по ноздрям.
Ерема бежал,
Фома вырвался.
—  Неудача нам, Ерема,
С тобой бога молить.
Лучше станем мы, Ерема,
С тобой рыбу ловить!
Вот Ерема купил невод,
А Фома бредник.
Вот Ерема-то за щуку,
А Фома за сома.
Вот Ерема утонул
И Фому потянул.
Вот Ерема сел на дно,
И Фома с ним заодно.
Вот Ерему схоронили,
А Фому погребли —
Уж не выйдут из земли.

Сергий

С Сергия зима начинается.
Заиндеви дубравы, обели травы.
Если Сергий снежком покроется,
то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги.
Дневной снег не лежит,
а первый надежный снег выпадает ночью.
Первый прочный снег падает с ночи.

Пелагея

С Трифона-Палагеи все холоднее.
Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет.
Стужа да нужа—нет их хуже.

Яков

Яков, брат божий, крупицу (град, крупу) пошлет.

Как на талую землю
     Выпала пороша,
Как по этой по пороше
     Шел мальчик хороший,
Не путем шел, не дорогой —
     Чужим переулком.
Он чужим шел переулком,
     Чужою межою,
Набирает, нажимает
     Ком белого снегу.
Он кидает, он бросает
     Девушке в колени.
«Не шути, бел кудреватый!
     Мне теперь не время,
Мне теперь не время,
     Очень не свободно:
У батюшки гостят гости,
     У матушки гостьи,
У мила братца компанья,
     У меня подружки.
Я с тобою застоялась,
     Подруг растеряла,
Я подружек растеряла,
     Тебя целовала.
(Вологодская губ.)

Позже всех до сего дня растут сыроежки.
Яков —древопилец.
Заготавливает дрова для русской печи.

ЗАГАДКИ ПРО ПЕЧЬ И ДРОВА

Шкаф большой, дверцы маленькие,
кладут белое, вынимают черное.

У нас в печурочке
золотые чурочки.

Кривы-корявы залегли как павы,
а как стали горячи, облизали кирпичи.


Дедушка старый весь белый,
лето придет— не глядят на него,
зима настанет — обнимают его.

Зимой нет теплей,
летом нет холодней.
Стоит Матрена,
здорова, ядрена,
пасть открывает,
что дают — глотает.

Кто хлебы пек, на того бы и лег.

Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват. (Печь, огонь, дым, кочерга.)

Мать толста, дочь красна, сын воробей под небеса улетел. (Печь, огонь, дым.)

Стоит терем,
в тереме — ящик,
в ящике — мучка,
в мучке— жучка. (Печь, зола, угли.)

Стоит баба в углу, а рот в боку. (Печь и чело.)

Шуба в избе, рукав на улице. (Печь и труба.)

Евлампий

На Евлампия рога месяца кажут на ту сторону,
откуда быть ветрам.
Если на Лампею рога месяца на полночь —
быть скорой зиме,
снег ляжет посуху;
если на полдень — скорой зимы не жди,
будет грязь да слякоть, до самой Казанской (4 ноября)
осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится.

Пров

На мученика Прова наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае.

Яркие звезды — к морозу, тусклые — к оттепели.
Сильное мерцание звезд преимущественно синими
оттенками— к снегу.
Много ярких звезд — к урожаю гороха.

Параскева

На грязнуху не бывает сухо.
На грязниху большая грязь — четыре седмицы до зимы.
Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой,
то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
На Пярасковию-льняницу начинают мять и трепать лен.
Параскева Пятница — бабья святая,
«так как повсюду наши крестьянки
считают ее своей заступницей».

Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.

Мни и толки льны с грязнихи.
Мни лен доле и волокно будет доле.

Коли мять лен, так уж доминать.

Параскева Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница».

В пятницу нельзя прясть, а шить молено.
В пятницу не только нельзя прясть,
но даже иметь в доме конопель (Воронежская губ.).
Кто прядет в пятницу, у того на том свете
слепы будут отец с матерью (кострицей забьет глаза).
Кто в пятницу много смеется,
тот в старости много будет плакать.

За нарушение запретов, связанных с пятницей и с пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает. Об этом рассказ, записанный со слов крестьянки Ярославской губ.:

«В одной деревне жила женщина. Женщина эта была хорошая работница, только совсем она не почитала пятницы, пряла и ткала в пятницу, и белье мыла, и всякую работу в пятницу делала. Вот раз осталась она в избе одна-одине-шенька, а дело было а пятницу Еечером. Сидит баба да прядет. Только вдруг слышит она, по сеням кто-то идет. А двери с улицы в сени были заперты. Служилась баба не на шутку — сидит ни жива ни мертва. Вдруг тихонько начала отворяться из сеней дверь в избу, и вошла женщина, страшная и безобразная. На ней были все лохмотья да дыры; голова вся платками рваными укутана, из-под них клочья волос позылезали растрепками; ноги у ней были все в грязи, руки тоже в грязи, и вся она, с головы до ног, была осыпана всякой нечистью и мусором. Вошла эта страшная женщина, начала молиться на образа и плакать. Потом подошла к хозяйке и говорит:

— Вот ты, женщина негодная, как ты меня обрядила. Прежде я в светлых ризах ходила, да в цветах, да в золотом одеянии, а твое непочтение вот до какой одежи меня довело.

Тут баба догадалась, что в избу к ней вышла сама Пятница, и стала было прощение просить. А Пятница: «Нет,— говорит,— тебе моего прощения». Да взяла железную спицу, которой кудель льну к копылу привязывают, и стала тыкать ей бабу. Тыкала, тыкала, пока до полусмерти не истыкала. Утром нашли бабу всю в крови и насилу в чувство привели. Да только с тех пор баба по пятницам уж работать — ни-ни: стала почитать праздничный-то день».

Широко распространен рассказ о том, как обиженная Пятница превратила бабу-«непочетницу» в лягушку. С тех пор будто бы и лягушки на земле пошли.


Пятница, святая мученица Парасковея,
пошли мне женишка-то поскорее! (Архангельская губ,)
Хоть за старца, лишь бы в девках не остаться.
На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
С мужем — нужа, без мужа и того хуже;
а вдовой да сиротой — хоть волком вой.


Повсеместно существует поверье, что святая Пятнигрл ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т. п. Иных она наказывает, других милует и даже награждает.

«Попался ей раз навстречу по дороге работник, который отошел от хозяина. Сел этот прохожий закусить, а к нему и напрашивается неведомая красавица, чтобы разделить с нею хлеб-соль. Поели они. «Вот тебе за то награда: иди в это село, найди там богатую девушку-сиротку, бери ее за себя замуж. А я даю тебе сто лет веку». Он так и сделал. Жил он ровно сто лет, и пришла к нему Пятница с тем сказом, что пора-де умирать. Умирать не хочется: «Прибавь еще одну сотню!» Прибавила. Когда исполнился последний день второй сотни лет, она опять пришла. «Еще прибавь сотню!» Прибавила.

Жил-жил человек, и самому даже надоело, и такой он стал старый, что по всему телу мох вырос. Приходит святая Пятница и смерть с собой привела: «Ну, теперь пойдем. И вот тебе хорошее местечко здесь остаться». Место очень понравилось, но она повела на другое, которое ветхому старику еще больше полюбилось. Когда привела его на третье, то отворила дверь и пихнула его прямо в ад и промолвила: «Когда бы ты помер на первой сотне лет своих, то жил бы в первом месте, на второй — на втором месте, а то в триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?»

Лонгин

Лонгин Сотник — целитель глазных болезней.

Осий

На пророка Осию колесо прощается с осью.
По скрипу тележных колес на день Осия гадают об урожае.

ЗАГАДКИ

Барыня подкрашена, поперек подпоясана, а спина намазана. (Колесо.)

Четыре братца уговорились гоняться: как ни бегут, друг друга не догонят. (Колеса.)

Два брата младших впереди,
Два брата старших позади,
Бегут, друг друга не догонят. (Колеса.)

Один идет, четверых за собой ведет. А пятый сидит, в оба глаза глядит. (Лошадь, телега, мужик.)

Возле леса идет, хохочет, а в лес идти не хочет. (Телега.)

Лука

Исстари евангелист Лука почитается наставником иконной живописи.

Всякое уменье трудом дается.
Золотые руки у того, кто обучился хорошо.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Не то дорого, что красна золота, а то,
что доброго мастерства. Каждому по делам его.
На образ взглянешь, свят не станешь.
Богов не сеют, не орут — их люди малюют.
Воля иконника Пятницу на коне, а Егорья пешим писать.

«Одна глупая баба приехала на ярмарку купить образ Временной Пятницы. Приходит в балаган к разносчику: «Дядюшка, покажи-ка мне образ Временной Пятницы!» Вместо того показывает он ей Егория Храброго. «Дядюшка! Да чего же она, матушка, на коне?» — «Экая ты, баба, дура! Оттого она и называется Временною, что иной раз пешком ходит, а временем на коне ездит. Вишь конь-то так копытища и задирает!»»


Библиотека <<< Сентябрь
статистика сайта
Hosted by uCoz