Сайт |
VIII. РАЗНОВИДНОСТИ ГЕОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Мы видели, что система Филолая заключала в себе представление о движении Земли вокруг центрального огня и вокруг своей оси. Но вращение Земли считается происходящим вокруг оси, которая перпендикулярна к плоскости ее суточного поступательного движения вокруг центрального огня. Поэтому важный шаг в развитии представления о движении Земли был сделан тогда, когда это допущение было заменено суточным вращением земного шара вокруг его полярной оси.
Трудно сказать, кто первый сделал этот шаг и, таким образом, совершенно отбросил предположения о Противоземле и огненном центре.
Коперник указывает, что у Цицерона он нашел замечание о пифагорейце Хикете Сиракузском (371—286 гг. до хр, эры), который объяснял видимое движение небесного свода движением Земли. Действительно, Цицерон, основываясь на свидетельстве Теофраста, говорит: «Хикет Сиракузский считает, что небо, Солнце, Луна, звезды и вообще всё, что над нами, неподвижно и что кроме Земли ничто в мире не движется, Земля же вертится вокруг своей оси, и оттого кажется, что всё на небе движется».
Хикет считал Землю центром мироздания, а «центральный огонь» он перенес из мирового пространства в центр земного шара. Существование Противоземли по Хикету было излишним, ввиду того, что он приписывал земному шару вращательное движение вокруг полярной оси в течение суток с запада на восток. Некоторые ученые считают сомнительным достоверность того, что Хикет держался геоцентрич-ной системы, измененной допущением вращения Землн вокруг полярной оси. Они думают, что Цицерон ошибся, что этот философ пропагандировал пироцентрическую точку зрения Филолая, в которой отсутствует вращение Земли вокруг полярной оси. Есть, однако, основание думать, что Цицерон не ошибся.
Не подлежит сомнению, что геоцентрическая система, с допущением суточного вращения Земли вокруг ее оси, имела своими представителями пифагорейца Экфанта Александрийского и платоника Гераклида Понтийского, которые жили до Хикета. Эти философы признавали Землю центром вселенной, но вращение сферы неподвижных звезд они объясняли движением земного шара вокруг оси. Коперник, говоря об инициаторах учения о движении Земли, приводит следую щие слова Плутарха: «Гераклид Понтийский, а равно и пифагореец Экфант также придают Земле движение, но не поступательное, а вращательное, вследствие которого она, подобно колесу, обходит вокруг своей оси по направлению от заката к восходу».
Но об Экфанте мы знаем чрезвычайно мало; о Гераклиде — немного больше. Последний жил приблизительно в 390—310 гг. до хр. эры и был учеником Платона, хотя во многих отношениях был духовно близок к пифагорейцам; он написал много сочинений, от которых до нас сохранились лишь заглавия и отрывки.
Гераклид, как писал Плутарх, каждую звезду принимал за особый самостоятельный мир, носящийся по бесконечному пространству и состоящий из земли, воздуха и воды. Следовательно, он высказывал мысль, которая никак не может быть примирена с геоцентрическим мировоззрением, учащим, что Земля — центр и цель вселенной. Гераклид, однако, не отвергал геоцентризма, а дополнял его представлением о вращении Земли вокруг оси, совершенно отбросив тем самым учение о центральном огне и Противоземле.
Мысль о том, что движение небесного свода представляет собой иллюзию, обусловленную вращением Земли около полярной оси, встречаем мы также у Селевка Эретрийского, Архита Тарентского и Тимея Лоркийского. Но так как сочинения всех этих мыслителей не сохранились, то не удалось установить, благодаря каким именно соображениям они решились сделать этот важный шаг, т. е. отречься от неправильного истолкования зрительных впечатлений. Весьма вероятно, что к этому отречению, — к сознанию, что земному шару присуще движение, — они пришли под влиянием той иллюзии, которую испытывают моряки: им кажется, что их корабль стоит на одном месте, а берег плывет мимо них, хотя на самом деле плывет корабль.
Возможно также, что немалую роль здесь сыграло следующее обстоятельство. Время обращения семи планет (в том числе — Солнце и Луна) постепенно — по мере удаленности их от Земли — возрастает (у Луны оно — 27 дней, у Меркурия — уже 88 и. т. д.). Между тем наиболее отдаленная от Земли сфера неподвижных звезд совершает свой оборот всего лишь за 24 часа. Для объяснения этого противоречия было вполне логично сделать предположение, что Земля, находящаяся в центре вселенной, вращается в 24 часа вокруг собственной оси и что следствием этого движения является смена дня и ночи.
Таким образом, суточное движение Солнца и всех небесных тел, их восход на востоке и заход на западе признавались лишь кажущимися и объяснялись суточным вращением Земли в противоположном направлении, с запада на восток. Это был чрезвычайно важный шаг, открывший путь к отрицанию центрального положения Земли во вселенной.
Однако прежде чем сделать этот наиболее решительный шаг, в древнем мире возникла система мироздания, являющаяся переходом от геоцентрической системы к чисто гелиоцентрической. Эта система связывается также с именем Гераклида Понтийского, но носит название египетской, потому что многие в течение долгого времени ошибочно полагали, что Гераклид заимствовал ее у египтян. Новые исследования показали, что название системы «египетская» довольно произвольно, — Египет не был родиной данного учения.
Земля по этой системе вращается вокруг оси с запада на восток, вызывая видимое движение неба с востока на запад и смену дня и ночи, а Луна, Солнце и верхние планеты (Марс, Юпитер и Сатурн) движутся вокруг Земли, как вокруг центра. Что же касается нижних планет (Меркурия и Венеры), видимых лишь недалеко от Солнца, как вечерние или утренние звезды, то они обращаются вокруг Солнца, служащего для них центром. Следовательно, по этой системе планеты Меркурий и Венера являются спутниками Солнца и уже вместе с ним движутся вокруг Земли. Поэтому противостояние нижних планет и Солнца невозможно, они никогда не видны в противоположной Солнцу части неба.
Развивая учение Гераклида Понтийского, астрономы должны были в конце концов притти к правильной, гелиоцентрической системе мира. Для этого надо было только признать, что Солнце находится в центре орбит и остальных планет и что Земля является одной из планет. Но насколько это было трудным делом, видно хотя бы из того, что на протяжении более семнадцати веков, отделяющих Гераклида от Коперника, нашелся лишь один человек (Аристарх Самосский), который отстаивал гелиоцентрическое представление о мире.
Следует иметь в виду, что «египетская» система, которой некоторые ученые придерживались даже во времена господства птоломеевой теории, имеет одно весьма важное отличие от системы Гераклида Понтийского. Подобно обычным геоцентрическим системам мира, она исходит из представления, что Земля не вращается вокруг оси, а находится совершенно неподвижно в центре вселенной. Но вслед за Гераклидом Понтийским она допускает, что вокруг Земли, по концентрическим кругам обращаются Луна, Солнце, Mapc Юпитер, Сатурн и сфера неподвижных звезд, а Меркурий и Венера по двум концентрическим кругам обращаются вокруг Солнца, которое в свою очередь совершает в течение года полный оборот вокруг Земли.
Так называемая египетская система мира. |
В V в. хр. эры Марциан Капелла в своей книге «Земля не есть центр всех планет» составил вариант египетской системы, заставив Меркурия и Венеру обращаться вокруг Солнца почти по одной и той же орбите. В этой книге он писал: «Венера и Меркурий вращаются не вокруг Земли, которая не представляет собой центра всех орбит, хотя несомненно является центром вселенной. Хотя обе планеты ежедневно восходят и заходят, однако они вращаются вокруг Солнца. Последнее, будучи гораздо больше Земли, есть центр их орбит».
Коперник знал об этой теории (он говорил, что «она не из худших»), и возможно, что она вызвала мысль распространить предположение о движении Меркурия и Венеры вокруг Солнца на другие планеты.
Как мы потом увидим, предположение Гераклида спустя почти 2 тыс. лет отчасти возродилось в системе Тихо Браге. Видя, что оно дает объяснение движениям Меркурия и Венеры, этот выдающийся астроном распространил его на все планеты, за исключением Земли. Таким образом, выходило, что Луна и Солнце обращаются вокруг Земли, а все прочие планеты обращаются вокруг Солнца.
В XVI в. некоторые университеты Европы (под влиянием Тихо Браге) пробовали отстаивать египетскую систему, называя ее «общей системой». Полагали, что если сохранить, из системы Птоломея представление о неподвижности Земли и о движении верхних планет вокруг Земли, а из системы Коперника взять представление о движении Меркурия и Венеры вокруг Солнца, то система эта окончательно заменит обе предыдущие. В это же время своеобразное, в высшей степени интересное учение Гераклида Понтийского о мире нашло свое дальнейшее развитие у астронома Реймерса, старавшегося усовершенствовать систему Тихо Браге допущением суточного вращения Земли. Но так как эта попытка была сделана уже после Коперника, то она явилась шагом назад и, конечно, не могла получить признания научного мира.
Таким образом, различные учения древних о строении вселенной можно свести к трем системам: 1) система геоцентрическая, господствующая в течение многих веков; 2) система пироцентрическая (так называемая пифагорейская), согласно которой Земля и все небесные светила обращаются вокруг гипотетического центрального огня; 3) система гелиоцентрическая, считающая Солнце центром вселенной, а Землю движущейся вокруг Солнца и вокруг оси (подробно об этой системе в гл. XIV).
Геоцентрическая система в древние времена имела следующие разновидности: а) система геоцентрическая в строгом смысле, согласно которой Земля находится неподвижно в центре вселенной, а Луна, Солнце и планеты обходят Землю в различные периоды, и все звездное небо совершает оборот в течение суток вокруг оси мира, проходящей через центр Земли; б) так называемая египетская система мира, по которой Меркурий и Венера являются спутниками Солнца, а Солнце вместе с ними, и также Луна и остальные планеты обращаются вокруг Земли; в) система геоцентрическая, но с допущением суточного вращения Земли вокруг оси признающая иллюзией суточное обращение сферы неподвижных звезд; г) система Гераклида Понтийского, допускавшая не только вращение Земли вокруг оси, но и обращение Меркурия и Венеры вокруг Солнца, которое, в свою очередь, движется вокруг Земли, как вокруг центра всей вселенной.